В экспозиции Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» представлен роговой псалий.
Псалий – это деталь конского снаряжения для управления лошадью путем давления на морду и как распределитель ремней оголовья. Они являются важным свидетельством использования колесниц как транспортного средства в повседневной жизни.
Псалий обнаружен в ходе археологических исследований могильника Степное (село Степное, Пластовский район, Челябинская область) экспедицией заповедника «Аркаим» под руководством Здановича Д.Г. в погребении 13 кургана 4.
Могильная яма 13 – одна из самых крупных на площадке многомогильного кургана 4. Перекрытие камеры поддерживал опорный столб. На перекрытии залегали многочисленные останки жертвенных животных, включая целый скелет собаки. В яме были захоронены два ребенка возрастом около 9 лет, расположенные параллельно друг другу, головами на север, скорчено на левом боку.
Среди находок в могильной яме 13 – керамические сосуды, щитковый псалий из рога, предметы из дерева с металлическими скрепами, каменные орудия, 13 наконечников стрел из камня, кости и рога, серебряная пронизь, астрагалы, детали сложного лука.
Щитковый псалий изготовлен из лопаты рога лося, имеет монолитные шипы и выделенную планку. Щиток подпрямоугольной формы. Толщина щитка составляет 0,3 см по краям и 1,3 см в области центрального отверстия. На краю щитка следы технологического износа в виде небольшой выемки. Вероятно, от контакта с поводом.
Планка фигурная, с хорошо выраженными боковыми выступами. Планка отделена от щитка уступчиком. В основании планки – симметрично центральному отверстию щитка – отверстие прямоугольной формы размером 1 х 0,2-0,4 см. Шипы монолитные: на щитке – конической формы, притупленные; на планке – фигурной формы, с тщательно проработанной профилировкой «головки». Внешняя и тыльная поверхности псалия сильно отличаются по характеру обработки – внешняя поверхность хорошо заполирована.
В детских погребениях синташтинской культуры представлены практически все типы синташтинского оружия (наконечники стрел и копий, бронзовый топор, детали сложного лука) и конской упряжи. Исследователи предполагают, что эти предметы могли маркировать гендер покойных детей (мальчиков).