15.03.2023

В экспозиции музея Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» представлено костяное пряслице.

Пряслице было найдено на поселении Аландское, расположенном в 6 километрах к юго-востоку от села Аландское и в 2,5 километрах на северо-восток от села Красный Огородник в Кваркенском районе Оренбургской области.

Памятник располагается на левом берегу реки Суундук в районе впадения в нее левого притока – небольшой степной речки Солончанка. С севера долина реки Суундук ограничена возвышенностями, покрытыми сосновыми и березовыми лесами (южная оконечность реликтового Аландского бора).

Пряслице костяное имеет форму усеченного полушара с круглым сквозным отверстием в центре. На плоских площадках видна пористая структура кости. Край большей площадки по периметру срезан и образует невысокую грань на боковой поверхности. Изготовлено из головки бедренной кости крупного животного. Цвет: от тёмно-серого до чёрного, один из краёв — белый.

Пряслица чаще всего изготавливали из стенок керамических сосудов, лепные встречаются реже. Кроме того, материалом для изготовления дисков служили камень и кость.

Такие находки традиционно относят к орудиям текстильного производства. Пряслице могло использоваться в качестве груза. Его насаживали на веретено для придания ему устойчивости и для равномерного вращения.

Однако среди археологов нет единого мнения по вопросу функционального назначения этих артефактов. Так, например, диски с отверстиями, выполненные из кости, могли использоваться как пряслица, а также в качестве лощил для полирования керамики и кожи, либо деталей конской упряжи – распределителей дополнительных ремней оголовья.   

Костяные диски регулярно находят в погребениях синташтинской и петровской культур, как правило, в мужских погребениях. Такие диски всегда имеют отверстие в центре, иногда вокруг центрального встречается еще до пяти отверстий.

Подобные пряжки распространены во многих степных культурах конца III – начала II тыс. до н.э., родственных синташтинской и петровской культурам. Они широко представлены в материалах абашевской, покровской (раннесрубной) и многоваликовой (бабинской) культур. К концу III тыс. до н.э. на огромной территории формируется определенная стандартизация изготовления этих предметов, близкое решение частных технологических вопросов. Все это свидетельствует о том, что в культурных образованиях конца средней - начала поздней бронзы выделяются мастера-косторезы наряду с мастерами других производств.

Документы