Сегодня 40 дней с тех пор, как не стало Геннадия Борисовича Здановича.
Вспомним еще раз об ученом, который оставил огромный след в археологии не только России, но и Казахстана, вместе с письмом от его казахстанских учеников.
ГЕННАДИЙ БОРИСОВИЧ ЗДАНОВИЧ
(1938–2020)
Марал Калымжановна Хабдулина, кандидат исторических наук, доцент, директор НИИ им. К.А. Акишева, г. Нур-Султан, Казахстан; Культай Мухамедьевна Карабаспакова, кандидат исторических наук, г. Караганды, Казахстан; Эмма Радиковна Усманова, научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при НАО «Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова», г. Караганды, Казахстан; Виктор Васильевич Варфоломеев, кандидат исторических наук, доцент НАО «Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова», г. Караганды, Казахстан.
19 ноября 2020 года не стало Геннадия Борисовича Здановича… Его имя навсегда связано с самым ярким открытием конца ХХ века – поселением, протогородом Аркаим. Аркаим – целая историческая эпоха, легенда степной Евразии. Описание его вошло во все вузовские и школьные учебники по древней истории Казахстана. Именно в казахских степях началась научная деятельность Г.Б. Здановича. Здесь ему суждено было приступить к изучению огромного хронологического периода, насыщенного древними протогородами, населенного воинами колесничими, металлургами, рудокопами, пассионариями, отважившимися на далекие, трансконтинентальные миграции. В Казахстане были сделаны открытия коренным образом изменившие представления о степной бронзе.
По раскопкам многослойных поселений Петровка II, Новоникольское I был выделен раннеалакульский этап, на р. Ишим в начале 70-х годов прошлого столетия исследованы курганы с остатками колесниц в могильниках Берлик, Кенес, Аксайман. Не менее значимо для эпохи бронзы исследование поселения и могильника Саргары, единственного пока однослойного комплекса поздней бронзы на всем пространстве андроновского мира. Ссылки на работы археолога Г.Б. Здановича стоят во всех публикациях по проблемам бронзового века Казахстана и Зауралья.
Г.Б. Зданович родился 4 октября 1938 г. в Махачкале (Дагестанская АССР, ныне Республика Дагестан). Летом 1941 г. мать вместе с двумя детьми поехала в Алма-Ату навестить своих родителей. Там их и застала война. Дед, чтобы прокормить большую семью, построил в горах заимку, пахал, сеял, занимался ремеслом. Поэтому детские воспоминания Г.Б. Здановича связаны с запахом земли и домашними ремеслами. Дед научил его многому, что пригодилось в будущей взрослой жизни. И после войны семья осталась в Алма-Ате. Здесь Г.Б. Зданович кончил школу, кинотехникум и даже два курса сельхозинститута. Но потом, как говорил Геннадий Борисович в одном из своих интервью, понял, что его тянет к творческой деятельности.
Поэтому в 1961 г. он поступил на исторический факультет Уральского государственного университета им. А.М. Горького в г. Свердловске (ныне г. Екатеринбург). Геннадий Борисович выбрал специализацию по археологии. Его учителем стал известный советский археолог В.Ф. Генинг. В археологии Геннадию Борисовичу пригодились все его навыки и способности. Он прекрасно рисовал, чертил, фотографировал, снимал на кинопленку панорамы раскопов. На последнем курсе университета, в 1965 г. Геннадий Борисович женился на своей однокурснице Светлане Медведчук.
После окончания университета в 1966 г. Г. Б. и С.Я. Здановичи выбрали местом своей работы г. Петропавловск с намерением заняться исследованием эпохи ранних кочевников Северного Казахстана. На работу они устроились в Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей. По совместительству Геннадий Борисович стал читать лекции по археологии на историко-филологическом факультете Петропавловского педагогического института им. К.Д. Ушинского. Здесь же им был организован студенческий археологический кружок. Из него вышли профессиональные археологи В.Ф. Зайберт, М.К. Хабдулина, Т.С. Малютина.
Очень быстро археологические исследования охватили широкий круг проблем от неолита до раннего железного века. В короткий период Геннадий Борисович создал масштабную Северо-Казахстанскую археологическую экспедицию. Её деятельность была направлена на изучение, в основном, памятников эпохи бронзы Приишимья. Петропавловский период длился всего 6 лет. После отъезда Г.Б. Здановича археологические исследования продолжил В.Ф. Зайберт.
В 1972 г. был образован Карагандинский государственный университет, второй в республике после Казахского государственного университета им. С.М. Кирова. По приглашению ректора университета Е.А. Букетова Геннадий Борисович переезжает на работу в Караганду. Недолгий, с 1972 по 1976 гг., период работы в КарГУ стал очень плодотворным. Были объединены ресурсы научных и образовательных центров двух городов – Петропавловска и Караганды, в организации экспедиционных и камеральных работ участвовали Петропавловский педагогический институт, Карагандинский университет, Северо-Казахстанский и Карагандинский областные историко-краеведческие музеи.
Основной контингент экспедиции составили студенты. Но с первых дней своей педагогической деятельности Г.Б. Зданович уделял большое внимание школьному движению. В Петропавловске при музее был организован школьный археологический клуб. Из него выросли известные сегодня археологи А.А. Плешаков, Н.С. Татаринцева. Такую же практику Геннадий Борисович применил и в Караганде. Он сам ходил с диапроектором и слайдами по школам, рассказывая об археологии. Школьные кружки были созданы при Дворце пионеров и школьников г. Караганды. В результате контингент СКАЭ состоял из студентов и школьников двух городов – Петропавловска и Караганды.
Отрядами СКАЭ были пройдены тысячи километров разведочных маршрутов, открыто около 100 поселений и 120 могильников эпохи бронзы. В Казахстанском Приишимье от Петропавловска на севере до Атбасара на юге проходили масштабные раскопки памятников первой половины голоцена, эпохи бронзы и раннего железного века. Полученные полевые материалы проходили аналитическую стадию обработки в лабораторных условиях, публиковались в различных изданиях.
В карагандинский период Г. Б. Зданович на кафедре истории Казахской ССР исторического факультета КарГУ подготовил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Периодизация и хронология памятников эпохи бронзы Петропавловского Приишимья». Научным руководителем диссертанта был выдающийся казахстанский археолог К. А. Акишев. Защита диссертации успешно прошла в 1975 г. в стенах Института археологии АН СССР в Москве. А главное, была воссоздана большая страница истории Казахских степей эпохи бронзы.
Научную работу Геннадий Борисович (ГБ, как мы его называли между собой) успешно сочетал с преподавательской деятельностью на историческом факультете КарГУ, много времени уделял работе со студентами. Археологический кружок, организованный Геннадием Борисовичем, начал свою работу в октябре 1972 г. Была создана археологическая лаборатория, занимавшая большую комнату в университетском общежитии № 2 по адресу Бульвар Мира, дом 35. В этом здании сейчас находится Институт языка и перевода «Лингва». Здесь хранились коллекции, привезённые из экспедиций, велась работа по систематизации и классиссификации полевых материалов, шла подготовка отчетов в отдел полевых исследований Института истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова.
Студенты, специализировавшиеся по археологии, со второго курса уже возглавляли отдельные разведочные отряды, отвечали за раскопы, учились чертить профили, описывать жилища, находки. Сразу после занятий и до поздней ночи, археологическая лаборатория заполнялась студентами. Было шумно и весело. Они рисовали, классифицировали керамику, зарисовывали находки. Обязательным было участие студентов с докладами по материалам археологических раскопок на региональных студенческих научных конференциях. Это была особая школа. Студенты видели и слышали археологию всей Евразии из первых уст, знакомились со сверстниками из других вузов. Возвращаясь с Урало-Поволжской археологической студенческой конференции, студенческих археологических конференциях Средней Азии и Казахстана, с Региональной Сибирской археолого-этнографической студенческой конференции из Новосибирска, студенты чувствовали себя гораздо умнее, грамотнее, полные новых сил, желаний и стремлений. Это была практика Уральской археологической школы В.Ф. Генинга, чтобы студенты с первых шагов участвовали с докладами на студенческих научных конференциях.
Командировки на такие конференции руководство КарГУ автоматически не подписывало. Но Геннадий Борисович убедил ректора Евнея Арстановича Букетова в необходимости и пользе таких поездок в подготовке будущих археологов. И это дало плоды. Из карагандинской школы выросли настоящие профессионалы: В.В. Варфоломеев, К.М. Карабаспакова, Э.Р. Усманова, Н.О. Иванова, А.Д. Таиров.
Карагандинский государственный университет развивался, в юго-восточном районе города строились новые корпуса. По настоянию Г.Б. Здановича были внесены изменения в первоначальный план строительства. Над переходом из учебно-административного корпуса в корпус № 2 был надстроен второй этаж с просторным помещением для экспозиционного зала и кабинетами для научной работы. Здесь с 1980 г. располагается Сарыаркинский археологический институт, музей археологии и этнографии Центрального Казахстана, фондохранилища и лабораторные комнаты.
Геннадий Борисович не просто вел студенческий археологический кружок. Помогая в организационной, экспедиционной и камеральной работе, студенты не только учились. Каждый студент вел свой школьный археологический кружок (такой кружок вёл и Генадий Борисович), их участники готовили доклады на ежегодные конференции, проходившие во Дворце пионеров. Наиболее активные докладчики получали возможность выехать летом в экспедицию и своими руками, немевшими от тяжелых земляных работ, открывать тайны веков. Самой яркой личностью первого набора школьников была Э.Р. Усманова. Для студентов и школьников, знавших археологию по книгам Генриха Штоля, Курта Керама, Ильи Варшавского, открывалась археология курганов и поселений, археология планиграфий и стратиграфий, открывалась история анонимных носителей древних культур.
У Геннадия Борисовича, прекрасного рисовальщика, были великолепные, изумительно красивые чертежи раскопов, а стратиграфические колонки он читал как летописи. Перед слушателями представали обитаемые жилища или печальные картины погребальных обрядов. И казалось, вот-вот из-за сопки на крутой берег Ишима вылетят древние всадники на косматых конях или колесничие на боевых двухколесных колесницах с копьями и луками в могучих руках…
Сейчас, спустя много лет, понимаешь, как много времени уделял Геннадий Борисович не просто подготовке будущих археологов, а созданию коллектива единомышленников, преданных археологии. Запомнилась его фраза: «Мои друзья кончаются там, где кончается археология». Понятно, что были нужны кружки, конференции, весенние разведочные выезды и тем более такая, казалось бы, рутинная работа, как выбивание фондов на экспедиционное оборудование и продуктов для сотен рабочих нескольких отрядов экспедиции. Но проведение совместных новогодних вечеров для студентов и школьников, встреча Нового года петропавловскими и карагандинскими студентами на нейтральной территории где-то на забытой уже турбазе в Боровом, а чтение стихов или ночные (фотографии для отчетов печатали почему-то ночами) прослушивания экспедиционного «Океана», из которого плохо поставленный голос излагал тексты запрещённых тогда произведений А. И. Солженицына? Это были не казённые мероприятия, это была частица образа жизни интеллектуала-шестидесятника.
За короткий период – осень 1972–лето 1976 года – в Караганде была создана школа казахстанских археологов, и хотя многие её «выпускники» перешли в другие сферы науки или ушли из науки, но в судьбах учеников Геннадия Борисовича навсегда остались слова клятвы археологов, которую новички произносили в День археолога «Пусть палатка будет домом моим, а костер вместилищем души моей! …».
Летом 1976 года Геннадий Борисович уехал в Челябинск. Впереди были Синташта и Аркаим, была «Страна городов». А в Караганде осталась его научная школа, которая живёт в его учениках и в их открытиях древней Евразии. И мы, казахстанские ученики, говорим: спасибо Вам, Учитель!