СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЖЕРТВЕННО-ПОМИНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Музеефицированные памятники археологии IX-XIV вв.

 

Археологические памятники – жертвенно-поминальные комплексы Солончанка VIII (Кваркенский район Оренбургской области) и Аксак (Орджоникидзевский район Кустанайской области, Республика Казахстан) –были исследованы археологами В.П. Костюковыми С.Г. Боталовым в 1993 и 1988 г.

В 1994 г. каменные конструкции были разобраны, перевезены и установлены в Историческом парке заповедника «Аркаим» (руководитель работ по реконструкции– И.Э. Любчанский).

Оградки часто пристроены друг к другу в одну линию, которая ориентирована в направлении север-юг. Однако встречаются и одиночные сооружения. Стороны оградок или же их углы сориентированы по сторонам света, размеры сооружений от 1×1 м до 5×5 м. В центре конструкции устанавливался деревянный столб, затем внутреннее пространство закладывалось камнями. Вдоль наружных стенок оградок также располагались вкопанные вертикально деревянные шесты. Внутри и за пределами сооружений раскопаны остатки ритуальных костров, а также кости животных: лошади или овцы.

Человеческих останков оградки не содержат, но почти обязательным была установка к востоку от оград изваяний – антропоморфных каменных фигур, обычно называемых каменными бабами. Это стелообразные фигуры человека, выполненные в условно-реалистическом стиле, всегда с индивидуальными чертами, присущими конкретному лицу. Лица мужские, монголоидного облика. Изваяния, в представлениях кочевников, являлись временным вместилищем одной из душ умершего.

Находки вещей в оградках – большая редкость, поэтому точная датировка этих памятников затруднительна. В широких пределах эти сооружения относятся к эпохе средневековья IX-XIV вв. и были оставлены кочевыми племенами кыпчаков.

Жертвенно-поминальные комплексы Южного Зауралья являлись моделью дома мертвых, традиция сооружения которого возникает у тюркоязычных народов еще в VI в. и доживает до проникновения ислама в среду кочевников.

 

 

MEDIEVAL SACRIFICIAL AND MEMORIAL COMPLEXES

Archaeological sites of IX-XIV centuries converted into museums.

 

Archaeological sites - sacrificial and memorial complexes Solonchanka VIII (Kvarkensky district of Orenburg oblast) and Aksak (Ordzhonikidzevsky district of Kostanay region, Kazakhstan) were examined by the archaeologists V.P. Kostyukov and S.G. Botalov in 1993 and 1988.

In 1994 stone structures of the kurgans were dismantled and transferred to the Historical Park of Arkaim reserve (Reconstruction supervisor – I.E. Lyubchansky).

Enclosures are often linked with each other, making a line from north to south. Although isolated structures also found. Faces of enclosures are oriented towards cardinal directions, dimensions of structures vary from 1×1 m to 5×5 m. In the center of a structure a wooden pole was installed, with internal area filled with rocks. Along the external perimeter of the enclosures wooden poles were dug in upright. Inside and outside the structures the remains of ritual fires were discovered, as well as bones of animals - horses or sheep.

No humans’ remains were found, but almost mandatory were sculptures installed to the east of the enclosures – anthropomorphic stone figures, usually called “Stone Women”. These are steles made in human shape in provisionally realistic style, always with individual features specific for each face. The faces are male, of mongoloid type. The nomads believed that these statues were temporary receptacles of the soul of the dead.

Any personal belongings are very rare inside the enclosures, so the exact age of these artifacts is difficult to be determined. Within the wide range these structures are associated with the Middle Ages (IX-XIV century) and were left by nomadic tribes of Cumans.

Sacrificial and memorial complexes of south Trans-Urals were the models of “The house of the Dead”, a custom, which the Turkic peoples acquired in VI century and which survived until propagation of Islam among nomadic tribes.