КАЗАХСКИЙ ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
Этнографическая реконструкция погребальных сооружений
XIV – начала XX вв.
Был создан как музейный комплекс надмогильных сооружений, воссоздающий образ небольшого казахского кладбища XIV – начала XX вв. Состоит из реконструкций и новоделов надмогильных сооружений, характерных для казахов Урало-Казахстанского региона. Подобные кладбища можно встретить в Казахстане и южных районах Челябинской области (южнее реки Уй и восточнее реки Урал – в зоне исторического проживания казахов), в том числе в окрестностях заповедника «Аркаим».
Юг Челябинской области был периферийной зоной казахских кочевий, поэтому погребальные комплексы здесь относительно невелики. Как правило, кладбища сооружались в степи, в удалении от населенных пунктов, на живописных возвышенностях, иногда вблизи древних курганов. Они образовывались из несколько десятков, реже – сотен компактно расположенных, разнообразных по виду могил.
Среди надмогильных сооружений распространены были овальные каменные наброски, прямоугольные, сложенные из камня или кирпича «мазары», резные каменные стелы – кулпытасы с рисунками, родовыми тамгами и надписями, выполненными арабским письмом. Масштабность надмогильных сооружений была связана как с материальным положением родственников умершего, так и с тем уважением, которым пользовался умерший в кочевой среде (от мавзолеев до простых набросов).
Стелы над могилами казахов позволили получить информацию о расселении народа по указаниям на них родовой принадлежности погребенного. Среди казахов существовало (и существует до сих пор) разделение на три крупных объединения родов: старший, средний и младший жузы. На территории Челябинской области наибольшее распространение имеют представители младшего жуза (роды жагалбайлы, жаппас и другие) и представители рода кыпшак среднего жуза.
Часто кладбища существовали продолжительное время, на одной площадке можно встретить могилы XIX и XXI веков. В западном Казахстане сохранились родовые некрополи, функционирование которых измеряется столетиями. Такие кладбища являются почитаемыми святыми местами, где поклоняются умершим предкам и святым.
Традиция мемориального зодчества и появление святых кладбищ тесно связаны с характерными для степи тенгрианством, шаманизмом, культом предков и исламом, распространившимися в Урало-Казахстанском регионе с XIV века.
KAZAKH FUNERAL AND MEMORIAL COMPLEX
Ethnographic reconstruction of funeral structures
XIV – early XX century.
Created as a museum complex of tomb structures, recreating a small Kazakh cemetery of XIV – early XX century. Comprises reconstructed and newly made tomb structures specific for the Kazakh people of Urals-Kazakhstan region. Similar cemeteries may be found in Kazakhstan and south regions of Chelyabinsk oblast (south of the Uy River and east of the Ural River – historical residence area of Kazakh people), including the areas surrounding Arkaim reserve.
South part of Chelyabinsk oblast was an outlying area of Kazakh nomad territory, therefore burial complexes are relatively uncommon here. Cemeteries were generally arranged in the steppe, far from settlements, on scenic elevations, sometimes close to ancient kurgans. Cemeteries comprised several dozens, less often - several hundreds of densely arranged tombs of various types.
Among tomb structures oval shaped rock piles were common, as well as stone or brick “Mazars”, carved stone steles – kulpytases with artworks, tribal tamgas and inscriptions in Arabic script. Size of tomb structures was related with material status of the family and with the respect the dead enjoyed among nomads (from mausoleums to simple piles of rocks).
Steles on top of tombs of the Kazakhs provided information on the migration of population thanks to the indication of tribal association of the buried. Kazakh people were (and still are) divided into 3 large unions of clans: senior zhuz, middle zhuz and junior zhuz. Within the Chelyabinsk Oblast representatives of the junior zhuz are most common (clans of Zhagakbayly, Zhappas and other) and representatives of Kypshak clan of the middle zhuz.
Cemeteries were often used for long time, one site may have graves of XIX and XXI centuries. In west Kazakhstan ancestral necropoleis exist dating hundreds of years back. These cemeteries are considered sacred places where people worship their ancestors and saints.
Tradition of memorial architecture and sacred cemeteries are closely related with Tengrism, Shamanism, cult of ancestors and Islam, spreading in Urals-Kazakhstan region since XIV century.