Кто мы и откуда?
Научные разыскания к портрету принцессы III тыс. до н. э.
Кто построил Аркаим? Кто был предшественником и создателем уникальной степной цивилизации бронзового века? Какими древностями достопримечательно село Кизильское и его округа?
На эти и другие вопросы отвечают ученые – сотрудники Челябинского госуниверситета и заповедника «Аркаим».
В последние годы внимание археологов обращено к поселку Кизильское. К югу от районного центра, вниз по течению р.Урал обнаружены многочисленные места обитания древнего человека. Долина реки здесь расширяется, уступая место широкой и высокой пойме. Урал время от времени на протяжении тысячелетий менял свое русло, блуждая между коренными скалистыми берегами. От этого «блуждания» сегодня остались небольшие озерца, старицы и ложбины, которые наполняются водой только в весенние паводки.
На берегах старых русел когда-то жили люди – ведь человек всегда селился поблизости от воды. Остатки стоянок и поселений человека прошедших эпох хранят эти древние берега; река их давно покинула, нашла себе новое русло. Сегодня некогда обжитые места почти незаметны для глаз человека, и только внимательный взгляд археолога способен увидеть следы деятельности прошедших поколений.
Важнейшим открытием у южных окраин пос.Кизильское стало обнаружение могильника эпохи ранней бронзы – III тыс. до н.э. Оказалось, что под сильно оплывшими земляными курганами похоронены люди ямной историко-культурной общности – так археологи условно называют первых скотоводов, которые освоили степное пространство. Они помещали своих умерших соплеменников в сложно обустроенные погребальные ямы, поэтому получили у археологов условное название «Люди ямной культуры»
Чем интересны эти люди и почему археологи нашей страны и за ее ближними и дальними рубежами следят за результатами раскопок своих челябинских коллег?
Дело в том, что, по широко распространенной в науке точке зрения, «ямники» являются древнейшими индоевропейцами, одними из первых разносчиков индоевропейской речи по всему евразийскому континенту.
Когда ученые судят об этносе или народе, то имеют в виду не только внешний облик человека, но, прежде всего, на каком языке этот народ говорит. Еще в конце XVIIIв. специалисты по изучению языков заметили, что греки, армяне, славяне, немцы и французы и многие другие народы имеют близкое строение речи и многочисленные общие корни слов. Но самое интересное было то, что к этим языкам относятся и иранские и многие индийские языки, в том числе и санскрит. (Древние иранские и индийские народы называли себя одинаково – арья, арии.)
Отмеченная общность языков получила первоначально название «индогерманская», сегодня ее называют «индоевропейская». Оказалось, что при изучении языков можно восстановить не только историю общения между народами, но воссоздать самые древние слова, общие для всех индоевропейцев. А это означает – восстановить праязык! А это в свою очередь, означает – узнать, в какой местности обитал праевропейский народ, были ли это равнины или горы, какие росли деревья и т.д., ведь в «первичных» словах человека должно быть отражено все самое-самое близкое, что окружало людей.
В общем, для языковедов восстановить первичный язык и родину его сложения – увлекательная задача. И они очень внимательно следят за археологами, а археологи, в свою очередь, следят за открытиями лингвистов. Кто, какие люди были носителями индоевропейского праязыка, каков был их внешний вид, какими вещами они пользовались в жизни, в каких домах они жили, каким богам поклонялись, как представляли себе весь мир, обетованный ими?
А теперь опять вернемся к нашим раскопкам. Могильник ранней бронзы у с.Кизильское обнаружила Ия Михайловна Батанина, наш сотрудник, геолог по образованию. При изучении аэрофотоснимка она насчитала 30 курганных сооружений. Но в реальности их намного больше! Они просто не заметны на поверхности земли. Это мы уже хорошо поняли, раскапывая могильник.
Похоже, что здесь было большое погребальное поле, а значит – люди здесь жили много лет. Где-то рядом должно быть их поселение; возможно, нам повезет, и мы обнаружим его остатки. Находки поселений ямной культуры чрезвычайно редки на всей территории их обитания.
В результате раскопок мы получили скромную, но очень важную для науки коллекцию. Среди находок глиняные хорошо обожженные сосуды, украшенные орнаментом, и несколько изделий из камня. Очень интересна наковальня, предназначенная для ковки и заточки изделий из меди. Умерших сопровождали многочисленные подстилки из кошм и покрывала из шерстяных и растительных тканей. Погребенные обычно лежали спине или на боку в позе спокойно спящего человека. Однако умерших хоронили по-разному.
Самое яркое погребение обнаружено в сложной глубокой погребальной камере с многочисленными перекрытиями. Оно совершено на погребальном ложе из органических материалов, замуровано слоями красной охры и яркой желтой глины. На основании исследовательских работ антропологов А. Хохлова и А. Нечвалоды были проведены определения и представлен скульптурный портрет погребенной женщины 24 лет с удивительно красивыми и правильными чертами лица. «Принцесса бронзового века» назвали мы ее. Интересно погребение мальчика 10–12 лет, которого похоронили в сидячем положении, а перед ним на циновку из рогоза поставили сосуд и обложили его множеством разноцветных галечных камешков. Погребальная камера была полой, и в течение длительного времени труп оставался в таком положении, пока не истлели связки, и скелет рухнул вперед. Череп мальчика оказался на сосуде, где его и обнаружили археологи.
Характерная деталь погребального обряда: умерших обязательно посыпали охрой – красной минеральной краской. Поэтому людей ямной культуры легко определить по костным остаткам – кости, пропитанные краской, обычно имеют красный цвет.
Особый интерес представляла земляная наземная конструкция кургана. Она оказалась совсем не насыпью, а сложным архитектурным сооружением. Погребальную камеру, обложенную крупными глиняными блоками, перекрывал глиняный купол. Вокруг него на некотором расстоянии по кругу была сооружена стена из сырцовых кирпичей. Через 3–4 метра погребальная площадка еще раз была обнесена грунтовой стеной и мощным рвом глубиной 1,5–2м.
Вся конструкция с ее кольцевыми сооружениями и лабиринтами входов напоминала фортификацию Аркаима. Значит, идея круглых оборонительных сооружений возникла у нас на Урале в среде людей медного века еще за 500–600 лет до Аркаима. И эта идея не была заимствовала откуда-то с Ближнего Востока, как говорят некоторые археологи. Получается, что идея строительства оборонительных стен возникла как защита погребенных от каких-то злых сил, которые помешали бы спокойному отдыху умершего, отдыху в ином свете, и успешному возвращению к новой жизни на Земле.
Открытие в Южном Зауралье долговременного могильника ямной культуры связало многочисленные факты о том, что «ямники» впервые в истории степного-лесостепного евразийского пространства освоили весь пояс степей от Северного Причерноморья до Минусинской котловины и далее на восток до степей Монголии и Северо-Западного Китая.
Сегодня мы знаем, что один из форпостов «ямников», этих талантливых, безусловно, мужественных и увлеченных движением людей, был у нас в Южном Зауралье. Эти люди впервые осваивали степи, где теперь живем мы; они осваивали их как подвижные скотоводы. Именно они создавали у нас впервые те формы взаимодействия людей с миром растений и животных, которые мы сегодня называем «сельским хозяйством» и «сельскохозяйственным производством».
Кто-то из вас наверняка слышал об евразийской идее, защитником которой был великий ученый Л.Н.Гумилев. Смысл ее в том, что северо-евразийское пространство представляет собой не отдельно Европу и Азию, а особый общий и неразрывный мир славянских, тюркских и угорских народов, которые породили и развивают цивилизацию и государственность особого типа. И оказывается древнейшими людьми, освоившими все бесконечное и единое пространство степей, протянувшихся на 8 тыс. км с запада на восток и на 2–3 тыс. с севера на юг…были племена ямной общности! Именно они первые постигли и развили степной «евразийский» тип культуры в его единстве и многообразии.
Открытия, сделанные на Кизильском могильнике вдохновили нас не только с точки зрения полученных новых знаний по древней истории Южного Зауралья. Мы давно искали и ищем ответ на вопрос, кто создал цивилизацию Аркаима и Синташты? Когда–то в нашем коллективе родилась гипотеза, что Аркаим был построен людьми ямной культуры или их потомками. Но для ее утверждения не хватало фактов. Кто-то из специалистов сурово упрекал нас и доказывал, что ямные племена прекратили свое существование еще за 500 лет до Аркаима.
Благодаря раскопкам на Кизильской земле и реконструкциям антропологов мы увидели лица «ямников». Специалисты из Японии, из Токийского университета сделали для нас радиоуглеродные даты. Оказалось, что Кизильские «ямники» жили в XXII-XXI в.в. до н.э. А это самая ранняя дата для Аркаима. То есть, поздние ямные племена и ранние аркаимцы жили в одно и тоже время! Наша гипотеза о ямных племенах как строителях аркаимских крепостей находит полное подтверждение в новых фактах, полученных с Кизильского могильника.
И еще интересный исторический экскурс. По целому ряду признаков носители ямной культуры – это те самые еще не разделенные праиндоевропейцы, которые жили в рамках общеязыкового единства.
Впервые точку зрения о том, что «ямники» были первыми европейцами, высказала в 50–60-х годах прошлого столетия наша советско-прибалтийская, а затем американская исследовательница, археолог и историк Мария Гимбутас. Поскольку люди ямной культуры, впервые в истории человечества стали создавать над могилами курганы, она называла эту культуру «курганной», и появление курганов на Ближнем и Среднем Востоке, в средней Азии, а затем и в Западной Европе, она связывала с проникновением туда индоевропейских племен. Сегодня многие ученые являются последователями этой гипотезы. Есть разные точки зрения на проникновение праиндоевропейцев в Месопотамию или на Балканы. Ряд специалистов считают, что предками великих греков были люди ямной (курганной) культуры. Ведь предки греков первоначально не жили на территории Средиземноморья, они пришли туда откуда-то с северо-запада или северо-востока.
Но перечисленные факты или споры о фактах увели бы нас далеко от Кизильской земли и широкой и высокой поймы, что раскинулась к югу от районного центра по правобережью реки Урал. Заканчивая разговор о Кизильских «ямниках» и Кизильских «аркаимцах» мы хотели сказать, что история Кизильского края – это не история глухого затерянного уголка земли. Она является составной частью мировой культуры и ее люди, еще в глубокой древности внесли свою яркую лепту в историю человеческой цивилизации.
Несомненно, что работа археологов в долине реки Урал у села Кизил, будет продолжаться еще много лет и, несомненно, принесет новые открытия, важные не только для России, но и для мировой культуры в целом. А мы будем гордиться далекими предками и нашим замечательным краем!