25.03.2010

18 марта 2010 г. в помещении Музея археологии и этнографии Челябинского государственного университета открылась выставка фоторабот научных сотрудников Заповедника «Аркаим» и Челябинского госуниверситета Дмитрия Здановича и Елены Куприяновой «Ремонт вечности: Религии Юго-Восточной Азии сегодня». Открытие выставки было приурочено к работе Международной научной конференции «Судьбы национальных культур в условиях глобализации». Представлено около 60 фотографий 2008-2009 гг. из Таиланда, Филиппин и Индонезии. Выставка ориентирована на самую широкую аудиторию, но в первую очередь на студенческую молодежь и учащихся старших классов общеобразовательных школ. 

   Ремонт вечности. Реставрация индуистского храмаЮго-Восточная Азия – один из тех регионов планеты, где с древних времен сосуществовали, взаимодействовали, конкурировали самые разные религиозные системы – местные традиционные религии, буддизм нескольких направлений, индуизм, ислам и христианство. Взаимодействие религий усиливало интенсивность религиозной жизни. На протяжении веков это создавало разнообразные красочные палитры традиций культовой архитектуры, обрядов и церемоний, этических и эстетических представлений.

   Что происходит с религиями Юго-Восточной Азии сегодня – в условиях глобализации и широкого распространения туристических анклавов?

   Французский антрополог Марк Блох, много лет занимавшийся современными судьбами традиционной обрядности, пришел к ироничному и парадоксальному заключению: «сказать, что обряд изменился, это то же самое, что сказать – он не изменился». В новых условиях в Юго-Восточной Азии сохраняется самое главное – высокая интенсивность религиозной жизни и религиозный характер обрядов, пусть и претерпевающих внешние изменения.

   Фотографии, представленные на выставке, выполнены на территории трех государств: Таиланда – древней буддийской страны, где, однако, люди все еще почитают духов камней и деревьев; Филиппин – самого восточного католического государства, также известного удивительным искусством целителей – хиллеров; исламской Индонезии, образ которой нельзя представить без ее индуистского анклава – острова Бали.

   Авторы выставки не являются профессиональными фотографами. Свою выставку мы рассматриваем, в первую очередь, как часть исследовательского проекта в рамках «антропологии туризма». «Антропология туризма», тесно связанная с понятием диалога культур, изучает те социальные и культурные процессы, которые имеют место в туристических анклавах и развиваются между «хозяевами» и «гостями» (С. Ямашита). Ситуация, характерная для туристических анклавов, усиливает интенсивность религиозной жизни местного населения, через обряд и религию. «Хозяева» часто позиционируют свою культурную самобытность; обряды, как, например, на Бали, существуют не для «гостей», но для «хозяев». С другой стороны, именно условия «диалога» заставляют «хозяев» озвучивать (зачастую даже для себя) формулировки своих религиозных идей и постулатов. В ходе диалога с «другими» традиция восстанавливается. Отсюда и название нашей выставки – «РЕМОНТ ВЕЧНОСТИ».

   Авторы также рассматривают свою выставку в рамках позиции «открытого мира». Мир эпохи глобализации «открыт» человеку, он стал более доступным и более способным к диалогу. На разных уровнях культур Востока и Запада отмечается взаимопроникновение философских и религиозных идей, стиля жизни. Вероятно, такая позиция в особенности важна для студенческой молодежи.

   Приятного просмотра – и приятных будущих встреч с культурами и народами Юго-Восточной Азии.