18.02.2016

Проведена антропологическая экспертиза останков древних сарматов, прославившихся в ушедшем году на весь мир, как свидетельство существования инопланетян. 

   В ушедшем году результаты аркаимской экспедиции получили широчайшую известность благодаря популярности в соц. сетях и СМИ вести об обнаружении погребения женщины с вытянутым деформированным черепом. На прошлой неделе в Челябинске были проведены антропологические исследования костных останков, полученных при раскопках 2015 года в окрестностях Заповедника «Аркаим».

   Экспертизу костных останков провел кандидат исторических наук, научный сотрудник Института антропологии и этнографии им. Миклухо-Маклая (г. Москва), Егор Петрович Китов. В результате у нас появилась возможность поделиться с широким кругом людей научно достоверной информацией о том, что же это за останки и о чем они свидетельствуют.

- Егор, что Вы исследовали и какими методами?

   - Мною были изучены костные останки (посткраниальные скелеты и черепа) женщины и двух мужчин из курганов, входивших в могильник МандесаркаVI и датированных приблизительно II-IIIвв. н.э.

   Изучены он были методами физической антропологии - измерения и описание морфологических особенностей черепа и костей скелета, так же описываются палеопатологические особенности и травмы при их наличии.

   - Впервые ли вы работаете с костными останками этой эпохи?

   - С антропологическими коллекциями ранних кочевников я начал работать в музее-заповеднике Аркаим с 2005 года, но погрузиться в данную тему удалось несколько позже уже после защиты диссертации по эпохе бронзы и началом работы в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. С 2009-2010 го. На сегодняшний день по данному периоду приходилось работать с антропологическими коллекциями с территории Устюрта (это современная территория Узбекистана и Казахстана), бассейна реки Сырдарья (Южный Казахстан), Киргизии, а также условно бассейна реки Урал (к которому тяготеет ядро позднесарматской культуры). Надо отметить что останки женщины и двух мужчин, как раз к последней из перечисленных и относятся.

- Что удалось установить в результате ваших исследований?

   - Возраст погребенных был такой: женщина около 35-40 лет и двух мужчин 25 и 20-25 лет. Следов насильственной смерти, которые отразились бы на костях, нет. Явных патологий также не выявлено. Не все болезни оставляют следы на костях, так что сказать точно болели данные люди или нет, мы не можем. Но сказать, что у них не было серьезных системных заболеваний, думаю, возможно.

   Надо заметить, что у мужского населения позднесарматской культуры обычно наблюдается повышенное количество травм. Это говорит о более агрессивном обществе поздних сарматов, чем у их предшественников (ранних и средних сарматов). А в данном случае, на костях индивидов из могильника Мандесарка 6 травм не выявлено.

   - Каковы особенности исследованных вами людей?

   - У всех трех индивидов фиксируются следы искусственной деформации черепа. На Южном Урале и в Западном Казахстане фиксируется повсеместное распространение искусственной деформации в рассматриваемое время. В связи с данным фактом можно привести точку зрения о возможном появлении массовой традиции искусственной деформации черепа в степной зоне Западной Сибири, Южного Урала и Западного Казахстана и ее дальнейшем распространении именно из этой территории. В то же время на территории Центрального Казахстана она встречена редко. Три индивида с могильника Мандесарка 6 также подтверждают эту точку зрения на возможную локализацию территории, где появляется массовый обычай искусственной деформации черепа (как правило, кольцевого типа) со II в. н.э.

   Кстати сказать, женщина была очень грацильной (т.е. миниатюрной), это видно и по костям, которые не крупные и маленькие. Ее рост около 156 см.

   - Может ли человек родиться с такой формой головы или это обязательный результат послеродового влияния?

   - С подобной формой головы человек родиться не может. Есть деформация другого типа, связанная с отклонениями от нормы, часто это связано с болезнями. Это к примеру, раннее зарастание швов черепа и др.

   Но такие деформации черепа сильно отличаются от искусственных.

   По моему мнению, в период жизни индивидов на территории Южного Урала и Западного Казахстана существовало крупное родоплеменное образование, которое мы сейчас фиксируем в качестве позднесарматской культуры. Это было кочевое сообщество, и мы сегодня можем фиксировать его распространение, до Южного Казахстана и Убекистана, до границ с древним Хорезмом в южном направлении, а также на значительные расстояния на Запад, фактически до греческих колоний на побережье Черного Моря. И как мне кажется, искусственная деформация в то время имело статус этнического признака, позволяющего обособить себя от других групп населения.

   Когда приходится показывать студентам искусственную деформацию черепа и объяснять, как она могла быть сформирована, часто проще привести в качестве примера известный роман Виктора Гюго, где описываются последствия уродования детей компрачикосами, для представлений. Описанные сцены из книги, когда на тело ребенка одевают бочку где телу, никуда расти, а конечности свободны. И получается, что руки и ноги не имеющие искусственных ограничений продолжают расти а тело нет. Такой же пример это пеленание ног у древних китаянок. Вот и в нашем случае ребенку у которого кости черепа не сформировались накладывают повязки на голову и ростовые процессы задаются в определенном направлении. В случаях, зафиксированных на нашей территории итог подобных манипуляций это деформация черепа кольцевого типа. Причем ее степень выраженности зависела от длительности наложения сдавливающих повязок на голову ребенка. И женщине (которую в народе назвали «инопланетянкой», а для нас она индивид из кургана 6 могильника Мандесарка 6) повязку наложили и вероятно не снимали чуть дольше чем остальным детям, что и отразилось в более выраженной степени деформации черепной коробки.

   Интересный факт из жизни кочевников с нашей территории. При работе в Киргизии, мне принесли небольшую серию из могильника, раскопанного на перевале в горах. Когда все кости были изучены у меня было понимание, что я работаю с останками людей из могильников позднесарматской культуры с территории Урала. Когда задал вопрос не связаны ли эти погребения с Уралом, оказалось что весь сопутствующий инвентарь в погребениях находит аналогии с территорией Приуралья. Так как там были все индивиды мужского пола, можно предположить, что группа воинов контролировала перевал и своим происхождением была связана с нашей территорией.

   - Какие дальнейшие анализы этих материалов запланированы?

   - Планируется написание отчета, также необходимо сделать радиоуглеродное датирование, анализ изотопов на питание, также отобраны образцы на генетику. Ну и конечно сопоставление полученных результатов на широком фоне находок того же времени, на большой территории их распространения.